Мой сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Октябрь » 11 » Психика человека
    02:45
     

    Психика человека

    Опубликовано 10.03.2013

    Не велика ли цена за третье место — вслед за овцой и обе­зьяной — отвоеванное Блонским для человека у эволюции за счет снисходительно уступаемого прежней? Столь ли наивен был Блонский, полагавший в качестве исходной точки воспитания ребенка его сознание, а содержа­нием обучения — развитие все того же сознания? Своеобразие человека заключается в прямохождении и раз­витом большом пальце, что дает прибавку к дефиниции: «Чело­век — животное, имеющее руки с развитым большим пальцем. Отсюда — человек есть животное, пользующееся орудиями» Развитие в дальнейшем органов дыхания привело к воз­никновению голоса, а затем и членораздельной речи. «Человек стал говорящим животным».

    Помимо более выразительной, чем у животных мимики, пантомимики и жестикуляции, человек выделяется из мира животных членораздельной речью! Производство орудий и ис­пользование их в сотрудничестве с себе подобными накладыва­ет на поведение человека печать, причем в той мере определен — и ости, в какой оно сообразуется с характером разделенного труда (земледелие, охота и т.д.). Конкретизация положения об общественной обусловлен­ности Читать далее

    Опубликовано 10.03.2013

    Большое значение для решения этой методологической проблемы имеют. Ведущей функцией теоретического научного знания являет­ся то, что оно, отражая сущность области явлений, вскрывает более глубокую картину действительности, чем знание эмпири­ческое. Абстрактностью, общностью и системностью теоретическое знание выражает дедуктивную структуру: теоретическое знание меньшей общности может быть получено из теоретического знания большей общности. Теоретический базис научного по­знания как раз и состоит из тех общих знаний, которые явля­ются исходными для дедуктивного построения научных теорий. Наиболее общей схемой, складывающейся в процессе конкре­тизации философских положений и приведения их в соответс­твие с имеющимися общими знаниями, является научная кар­тина мира, отвечающая данному уровню развития науки. Несмотря на свою общность и абстрактность, теоретический базис имеет широкую материальную основу. Это, во-первых, не только данные опыта, связанные с эмпирическим базисом, но и в целом опора науки на технику, на практическое примене­ние Читать далее

    Опубликовано 10.03.2013

    В психологической науки вычле­няются все новые и новые стороны психики, раскрывается свое­образие и многокачественность ее проявлений. В отдельных областях психологии накапливаются такие специфические дан­ные, которые не могут быть получены в других ее областях. Дифференциация науки предполагает углубленное изучение избранного аспекта, способствует тому, что предмет психоло­гического исследования становится многограннее, обогащается арсеналом методов исследования, включая и заимствования из смежных наук. Таящаяся в дифференциации опасность утраты целостности предмета исследования снимается противоположной тенденци­ей — взаимопроникновением и интеграцией наук. Чем глубже проникает та или иная специальная дисциплина в изучаемый ею предмет и чем полнее раскрывает его, тем все более необ­ходимыми становятся контакты с другими дисциплинами. Однако по мере углубления и специализации знаний их ин­тегрирование в целостную систему становится все более затруд­нительным. Возникновение и развитие системного подхода, в частности, связано с решением этой фундаментальной задачи. Проблема самоорганизации Читать далее

    Опубликовано 09.03.2013

    Вследствие интериоризации способы преобразования высту­пают предметной деятельности субъек­та. Такое представление о психических процессах как регулято­рах деятельности и поведения вынуждает интерпретировать зако­номерности психического развития как необходимое логическое следствие реализации экспериментально-генетического метода. Реализация генетико-моделирующего метода в возрастной и педагогической психологии осуществляется в виде конструиро­вания школьных программ, что позволяет экспериментально связать в единый органический узел возрастную и педагогичес­кую психологию, устранить тем самым неправомерность их противопоставления. Экспериментально-генетический метод является методом изучения закономерностей процесса станов­ления новых видов познавательной деятельности. Поэтому актуальной задачей является разработка принципов этого метода исследования и выявление оптимальных условий его реализации. Теоретическое осмысление опыта экспериментального обу­чения, осуществленного в русле описанного подхода, привело нас к необходимости вычленения дополнительных принципов построения экспериментально-генетического Читать далее

    Опубликовано 09.03.2013

    Именно в данном направлении развивались упоминавшиеся ранее исследования по экспериментальному конструированию по принципу содержательного обучения. В частности, в этом русле в лаборатории психологии обучения в Институте психологии им. Г.С. Коспока осуществлено ком­плексное исследование проблемы обучения и развития учащих­ся. Изучались психологические особенности формирования учебной деятельности учащихся в целом и отдельных ее ново­образований (теоретическое сознание, рефлексия). Предполагалось, что процесс формирования учебной дея­тельности является своеобразным способом управления учени­ем и развитием учащихся, который дает возможность просле­дить генезис и динамику становления психологических ново­образований, рассматриваемых как обобщенные показатели умственного развития. Под нашим руководством проведено ряд исследований, в основе которых лежит единый — экспериментально-генетичес — кий метод. Сущность его состоит в активном моделировании и воспроизведении психических процессов и стадий их возник­новения. Причем воспроизведение здесь выступает Читать далее

    Опубликовано 09.03.2013

    Основное направление связано здесь с как показателей ум­ственного развития в процессе обучения. И, естественно, такая позиция противостояла концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Да­выдова по целому ряду ключевых пунктов. Так, возражая против широкого введения обобщения и абс­тракции у детей в младших классах, Н.А. Менчинская утвер­ждала, что под влиянием обучения происходят качественные изменения и в конкретном, и в абстрактном мышлении (а так­же формах их взаимодействия), и поэтому «неправомерно счи­тать, что в условиях повышения теоретического уровня образо­вания имеет значение развитие только абстрактного мышле­ния» Более того, само определение конкретного и абстрактного является, по мнению Н.А. Менчинской и Д.Н. Богоявленско­го, весьма относительным: то, что на ранней ступени обучения является абстрактным, по мере все более совершенного овла­дения этим материалом становится для школьников все более конкретным, и поэтому основная цель исследователя должна состоять не в акцентировании теоретического и абстрактного в обучении, а в изучении соотношения конкретного Читать далее

    Опубликовано 09.03.2013

    В экспериментально-генетическом методе соединяется с генетическим путем исследования и в ре­зультате этого данный анализ приобретает статус научного объяснения развития психических процессов. В целом такой подход к психологическому исследованию приведет к расшире­нию психических образований в качестве процессов. Основным методологическим требованием выступает при этом требование «превращения вещи в процесс». В свою оче­редь анализ процесса сводится к динамическому развертыва­нию главных моментов, образующих историческое течение данного процесса. «Если на место анализа мы поставим анализ процесса, то основной задачей рассмотрения, естественно, сделается гене­тическое восстановление всех моментов развития данного про­цесса. Основной задачей анализа при этом является возвращение процесса к его начальной стадии, или, говоря иначе, превращение вещи в процесс»

    Естественное экспериментально-генетическое исследование психических процессов потребовало введения в психологию понятий «динамическая система», «момент развития». Первое понятие характеризует как особенности психических Читать далее

    Опубликовано 09.03.2013

    Признав необходимость включения в психологический, Корнилов разрабатывает и соответствующую ему процедурную последовательность: пред­варительный опрос (анамнестические данные), инструктирова­ние (полное уяснение испытуемым поставленной перед ним задачи), опрос испытуемого относительно переживаний, воз­никших у него в период проведения эксперимента (в форме пассивного опроса и активного выспрашивания), проводимый по ранее установленной схеме и выражаемый по количествен­ным показателям. Порожденная в дальнейшем зависимость качественной (психологической, мыслительной) и количественной стороны реакций привела Корнилова к формулировке принципа «одно­полюсной траты энергии», в соответствии с которым выводит­ся положение о том, что интеллект есть «не что иное, как за­торможенный волевой процесс, не превратившийся в действие» Физиологическим механизмом данного принципа является обратная связь величины центрального потребления энергии и ее периферического высвобождения. Выведенная гамма реак­ций человека (семь основных форм) сопоставлялась в дальней­шем с гаммой трудовых процессов, Читать далее

    Опубликовано 09.03.2013

    Названные теоретические положения послужили основой для широкомасштабного эксперимента по. На двух таких исследованиях, где теоретической основой была избрана именно концепция учебной деятельности школь­ников с учетом компьютерной реализации последней, мы здесь остановимся более подробно. Первое из них было проведено в лаборатории психологии компьютерного обучения НИИ ОПП АПН СССР и посвящено изучению психологических особенностей использования ком­пьютера в качестве средства учебного моделирования. Актуальность такого направления исследований, связанных с представлением компьютера в качестве универсального средства моделирования, определяется тем, что среди особых учебно-познавательных действий, которые выполняются в про­цессе анализа, направленного на выявление содержания объек­тов усвоения, наиболее существенными оказываются: В частности подчеркивалось, что необходимо разрабатывать программно-педагогические средства (ППС), обеспечивающие активное воздействие учащихся на среду (реализованную с по­мощью инструментальных средств) Читать далее

    Опубликовано 08.03.2013

    В реализации и принцип системности — специфические компоненты метода восхождения от абстрактного к конкретному, связывая воеди­но систему развивающегося знания и порождающую его предметно-преобразующую деятельность. Выступая социально­предметной основой психического развития субъекта данная деятельность освобождается от исторически сложившихся ус­ловий и несет в себе лишь логически упорядоченную форму, позволяющую научно обоснованно организовать управляемый процесс психического развития. Внедряя экспериментально-генетический метод в учебный процесс, принцип системности выступает необходимым для полноценного конструирования учебного содержания. Он предполагает осуществление логико-психологического анализа научного знания и проецирования его в область учебного со­держания. В экспериментально-генетический метод входит и принцип системности. Он является производным от принципа анализа по единицам и принципа историзма, характеризуя ис­торическое развертывание изучаемого явления. Принцип проектирования (активное моделирование, воспро­изведение форм психики в особых условиях). Этот принцип является Читать далее

    Просмотров: 377 | Добавил: wasittle | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0