Опубликовано 10.03.2013

Не велика ли цена за третье место — вслед за овцой и обезьяной — отвоеванное Блонским для человека у эволюции за счет снисходительно уступаемого прежней? Столь ли наивен был Блонский, полагавший в качестве исходной точки воспитания ребенка его сознание, а содержанием обучения — развитие все того же сознания? Своеобразие человека заключается в прямохождении и развитом большом пальце, что дает прибавку к дефиниции: «Человек — животное, имеющее руки с развитым большим пальцем. Отсюда — человек есть животное, пользующееся орудиями» Развитие в дальнейшем органов дыхания привело к возникновению голоса, а затем и членораздельной речи. «Человек стал говорящим животным».
Помимо более выразительной, чем у животных мимики, пантомимики и жестикуляции, человек выделяется из мира животных членораздельной речью! Производство орудий и использование их в сотрудничестве с себе подобными накладывает на поведение человека печать, причем в той мере определен — и ости, в какой оно сообразуется с характером разделенного труда (земледелие, охота и т.д.). Конкретизация положения об общественной обусловленности Читать далее
Опубликовано 10.03.2013

Большое значение для решения этой методологической проблемы имеют. Ведущей функцией теоретического научного знания является то, что оно, отражая сущность области явлений, вскрывает более глубокую картину действительности, чем знание эмпирическое. Абстрактностью, общностью и системностью теоретическое знание выражает дедуктивную структуру: теоретическое знание меньшей общности может быть получено из теоретического знания большей общности. Теоретический базис научного познания как раз и состоит из тех общих знаний, которые являются исходными для дедуктивного построения научных теорий. Наиболее общей схемой, складывающейся в процессе конкретизации философских положений и приведения их в соответствие с имеющимися общими знаниями, является научная картина мира, отвечающая данному уровню развития науки. Несмотря на свою общность и абстрактность, теоретический базис имеет широкую материальную основу. Это, во-первых, не только данные опыта, связанные с эмпирическим базисом, но и в целом опора науки на технику, на практическое применение Читать далее
Опубликовано 10.03.2013

В психологической науки вычленяются все новые и новые стороны психики, раскрывается своеобразие и многокачественность ее проявлений. В отдельных областях психологии накапливаются такие специфические данные, которые не могут быть получены в других ее областях. Дифференциация науки предполагает углубленное изучение избранного аспекта, способствует тому, что предмет психологического исследования становится многограннее, обогащается арсеналом методов исследования, включая и заимствования из смежных наук. Таящаяся в дифференциации опасность утраты целостности предмета исследования снимается противоположной тенденцией — взаимопроникновением и интеграцией наук. Чем глубже проникает та или иная специальная дисциплина в изучаемый ею предмет и чем полнее раскрывает его, тем все более необходимыми становятся контакты с другими дисциплинами. Однако по мере углубления и специализации знаний их интегрирование в целостную систему становится все более затруднительным. Возникновение и развитие системного подхода, в частности, связано с решением этой фундаментальной задачи. Проблема самоорганизации Читать далее
Опубликовано 09.03.2013

Вследствие интериоризации способы преобразования выступают предметной деятельности субъекта. Такое представление о психических процессах как регуляторах деятельности и поведения вынуждает интерпретировать закономерности психического развития как необходимое логическое следствие реализации экспериментально-генетического метода. Реализация генетико-моделирующего метода в возрастной и педагогической психологии осуществляется в виде конструирования школьных программ, что позволяет экспериментально связать в единый органический узел возрастную и педагогическую психологию, устранить тем самым неправомерность их противопоставления. Экспериментально-генетический метод является методом изучения закономерностей процесса становления новых видов познавательной деятельности. Поэтому актуальной задачей является разработка принципов этого метода исследования и выявление оптимальных условий его реализации. Теоретическое осмысление опыта экспериментального обучения, осуществленного в русле описанного подхода, привело нас к необходимости вычленения дополнительных принципов построения экспериментально-генетического Читать далее
Опубликовано 09.03.2013

Именно в данном направлении развивались упоминавшиеся ранее исследования по экспериментальному конструированию по принципу содержательного обучения. В частности, в этом русле в лаборатории психологии обучения в Институте психологии им. Г.С. Коспока осуществлено комплексное исследование проблемы обучения и развития учащихся. Изучались психологические особенности формирования учебной деятельности учащихся в целом и отдельных ее новообразований (теоретическое сознание, рефлексия). Предполагалось, что процесс формирования учебной деятельности является своеобразным способом управления учением и развитием учащихся, который дает возможность проследить генезис и динамику становления психологических новообразований, рассматриваемых как обобщенные показатели умственного развития. Под нашим руководством проведено ряд исследований, в основе которых лежит единый — экспериментально-генетичес — кий метод. Сущность его состоит в активном моделировании и воспроизведении психических процессов и стадий их возникновения. Причем воспроизведение здесь выступает Читать далее
Опубликовано 09.03.2013

Основное направление связано здесь с как показателей умственного развития в процессе обучения. И, естественно, такая позиция противостояла концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова по целому ряду ключевых пунктов. Так, возражая против широкого введения обобщения и абстракции у детей в младших классах, Н.А. Менчинская утверждала, что под влиянием обучения происходят качественные изменения и в конкретном, и в абстрактном мышлении (а также формах их взаимодействия), и поэтому «неправомерно считать, что в условиях повышения теоретического уровня образования имеет значение развитие только абстрактного мышления» Более того, само определение конкретного и абстрактного является, по мнению Н.А. Менчинской и Д.Н. Богоявленского, весьма относительным: то, что на ранней ступени обучения является абстрактным, по мере все более совершенного овладения этим материалом становится для школьников все более конкретным, и поэтому основная цель исследователя должна состоять не в акцентировании теоретического и абстрактного в обучении, а в изучении соотношения конкретного Читать далее
Опубликовано 09.03.2013

В экспериментально-генетическом методе соединяется с генетическим путем исследования и в результате этого данный анализ приобретает статус научного объяснения развития психических процессов. В целом такой подход к психологическому исследованию приведет к расширению психических образований в качестве процессов. Основным методологическим требованием выступает при этом требование «превращения вещи в процесс». В свою очередь анализ процесса сводится к динамическому развертыванию главных моментов, образующих историческое течение данного процесса. «Если на место анализа мы поставим анализ процесса, то основной задачей рассмотрения, естественно, сделается генетическое восстановление всех моментов развития данного процесса. Основной задачей анализа при этом является возвращение процесса к его начальной стадии, или, говоря иначе, превращение вещи в процесс»
Естественное экспериментально-генетическое исследование психических процессов потребовало введения в психологию понятий «динамическая система», «момент развития». Первое понятие характеризует как особенности психических Читать далее
Опубликовано 09.03.2013

Признав необходимость включения в психологический, Корнилов разрабатывает и соответствующую ему процедурную последовательность: предварительный опрос (анамнестические данные), инструктирование (полное уяснение испытуемым поставленной перед ним задачи), опрос испытуемого относительно переживаний, возникших у него в период проведения эксперимента (в форме пассивного опроса и активного выспрашивания), проводимый по ранее установленной схеме и выражаемый по количественным показателям. Порожденная в дальнейшем зависимость качественной (психологической, мыслительной) и количественной стороны реакций привела Корнилова к формулировке принципа «однополюсной траты энергии», в соответствии с которым выводится положение о том, что интеллект есть «не что иное, как заторможенный волевой процесс, не превратившийся в действие» Физиологическим механизмом данного принципа является обратная связь величины центрального потребления энергии и ее периферического высвобождения. Выведенная гамма реакций человека (семь основных форм) сопоставлялась в дальнейшем с гаммой трудовых процессов, Читать далее
Опубликовано 09.03.2013

Названные теоретические положения послужили основой для широкомасштабного эксперимента по. На двух таких исследованиях, где теоретической основой была избрана именно концепция учебной деятельности школьников с учетом компьютерной реализации последней, мы здесь остановимся более подробно. Первое из них было проведено в лаборатории психологии компьютерного обучения НИИ ОПП АПН СССР и посвящено изучению психологических особенностей использования компьютера в качестве средства учебного моделирования. Актуальность такого направления исследований, связанных с представлением компьютера в качестве универсального средства моделирования, определяется тем, что среди особых учебно-познавательных действий, которые выполняются в процессе анализа, направленного на выявление содержания объектов усвоения, наиболее существенными оказываются: В частности подчеркивалось, что необходимо разрабатывать программно-педагогические средства (ППС), обеспечивающие активное воздействие учащихся на среду (реализованную с помощью инструментальных средств) Читать далее
Опубликовано 08.03.2013

В реализации и принцип системности — специфические компоненты метода восхождения от абстрактного к конкретному, связывая воедино систему развивающегося знания и порождающую его предметно-преобразующую деятельность. Выступая социальнопредметной основой психического развития субъекта данная деятельность освобождается от исторически сложившихся условий и несет в себе лишь логически упорядоченную форму, позволяющую научно обоснованно организовать управляемый процесс психического развития. Внедряя экспериментально-генетический метод в учебный процесс, принцип системности выступает необходимым для полноценного конструирования учебного содержания. Он предполагает осуществление логико-психологического анализа научного знания и проецирования его в область учебного содержания. В экспериментально-генетический метод входит и принцип системности. Он является производным от принципа анализа по единицам и принципа историзма, характеризуя историческое развертывание изучаемого явления. Принцип проектирования (активное моделирование, воспроизведение форм психики в особых условиях). Этот принцип является Читать далее