Слово «учитель» приобрело в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся мыслителей, оказавших влияние на развитие общества, создавших свои школы, направления во всех областях духовной сферы, имеющих своих учеников, последователей.

Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена. Правда, на самой ранней ступени цивилизации понятие учитель было скорее символическим: детей учили разводить огонь, охотиться, плавать, строить жилище, шить одежду, изготовлять орудия труда. При родовом строе главное внимание уделялось раз¬витию физической силы, выносливости, выдержки. В рабовладельческом обществе с целью возвышения господствующего класса и укрепления вла¬сти возникла необходимость обучения детей наукам и искусству.
Если обратиться к истории Древнего Рима, то здесь проблема обра¬зования становится функцией государства. Учителя для привилегированного класса числились государственными чиновниками и назначались императорской властью. Рабы обучались только ремеслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов.
В эпоху средневековья, при феодально-крепостническом строе, в условиях роста городов и развития ремесел господствующие сословия использовали наемных учителей, которые обучали детей чтению и письму. В эпоху капитализма, когда для промышленного Производства и раз¬вития торговли буржуазии понадобились грамотные рабочие, растет число учителей, профессия учителя становится массовой.
На протяжении веков функция учителя не менялась. Он был, как это определено у В.И. Даля, - обучатель, то есть от него требовалось учить, поучать, наставлять. Учитель, безусловно, является самым важным фактором современного образования.