Портал–Credo.Ru: Как по Вашему, увеличилось или уменьшилось в минувшем году, влияние религиозного фактора в политической и общественной жизни России?
Раввин Зиновий Коган: Влияние религиозного фактора, на мой взгляд, увеличивается с каждым годом, и это способствует укреплению единства России. Религия – это связь, связь общей традиции, общих надежд, все, что составляет дух страны.
Что касается иудаизма, то, безусловно, что он органично живет со всеми религиями. При этом мне представляется, что различные секулярные и атеистические движения также оживают и восстанавливают свои позиции. И в этом нет ничего страшного. Такое может происходить только в стране, где существует реальная свобода совести. И только в условиях свободной мировоззренческой атмосферы наша страна может развиваться дальше и делать правильные шаги.
Политический крах Советского Союза, вовсе не означает крах религиозного единства того пространства, которое охватывалось границами СССР. Такие религии как иудаизм, ислам сохранили свои связи и продолжают их сохранять. Это видно и на примере создания Межрелигиозного Совета СНГ, и предстоящего будущим летом саммита религиозных лидеров в Москве.
В минувшем году, мы, иудеи, вдруг открыли для себя, что мы – народ. Евреи могут быть богобоязненными или бунтарями, верующими или атеистами, но все они без исключения члены одной, весьма разросшейся семьи Иакова, один народ. В России еврейский народ живет с незапамятных времен. Синагоге в Цхинвали (Южная Осетия, ныне юридически входящая в состав Грузии – Ред.) 2600 лет. Это самая старая действующая синагога в мире.
В минувшем году мы стали также свидетелями любопытного диалога на телевидении между президентом Владимиром Путиным и лидером движения "ХаБаД- Любавич" в России, раввином Берл Лазаром. Когда раввин Лазар с экрана заявил, что евреи – это религиозная община, президент его поправил, сказав, что евреи –это народ. Действительно, все-таки одно дело – представлять два-три десятка раввинов, и другое –тысячи и миллионы людей. Я считаю, что мы, все-таки, народ. Даже если его представители относятся к разным вероисповеданиям, и их дети рождены от смешанных браков.
Мне важно также заметить, что еврейским религиозным и общественным организациям следует быть более открытыми, более толерантными с тем, чтобы дать право выбора, возможности прийти в еврейскую семью ( либо окончательно уйти из нее) тому большинству, сложившемуся у нас в силу исторических причин, которое для окружающих является евреями, а для соблюдающих религиозные традиции евреев –русскими. Евреев может объединить самоидентификация, и религия – только часть ее, а есть еще традиции, культура и т. п.
– Откуда, на Ваш взгляд, исходит основная угроза свободе совести в России?
– Подобная угроза, на мой взгляд, появляется там и тогда, когда взаимоотношения между различными ветвями одной религии приобретают нетерпимый характер. Увы, но это относится и к иудаизму. Могут сказать, что таких "ветвей" в иудаизме нет. Они все же существуют. Так в США 40% исповедуют реформистский иудаизм, 30% – консервативный, около 20% – современный, 10% – ортодоксальный. В России, хотя это и не так ярко выражено, то же существуют определенные разделения. Есть представители традиционной "польско-литовской" ортодоксии, так называемые митнахдим, есть хасидизм. Внутри этих движений также есть определенные разделения. Например, внутри движения ХаБаД –Любавич есть течение, считающее последнего Ребе Менахема Шнеерсона царем-мессией. У нас это крыло представляет Изя Коган, возглавляющий любавичскую синагогу на Большой Бронной улице. Раввин Лазар напрямую так не утверждает, однако в одном из недавних интервью он сказал, что Машиах уже родился, не расшифровав подробно смысл этого утверждения.
Почему противостояние между ветвями (а применительно к сегодняшнему российскому иудаизму это означает, к сожалению, продолжающуюся непростую ситуацию в отношениях между "традиционным" российским иудаизмом и движением ХаБаД) может стать угрозой свободе совести, я поясню на одном конкретном примере из недавней истории. В начале 90-х имело место противостояние между "традиционной" общиной и только –только появившимся тогда ХаБаДом за обладание историческим домом Лазаря Полякова (с синагогой), который власти решили передать представителям иудейского исповедания. Дело доходило чуть ли не до выяснения отношений в формате мордобоя. И в один прекрасный день пришли добры молодцы из общества "Память", встали на крыльце поляковского дома, а на двери повесили замок… Это означало –ни тем, и ни этим Я думаю, с учетом нынешнейроссийской реальности, этот пример более чем красноречив и поучителен.
Беседовал Моисей Литвак,
для "Портала-Credo.Ru"