Стратегия целедостижения
Правда и небылицы о сторителлинге
Сторителлинг
как трансляция историй слушателю и его важная составляющая, сказкотерапия, стали сегодня важнейшими средствами в определении стратегии целеполагания. Они широко используются в коуч-сессиях, тренингах личностного роста и эффективного лидерства, НЛП-техниках. Часто такие истории более ярки и увлекательны и поэтому легче ассоциируются с личным опытом, чем скучные правила или жесткие директивы топ-менеджеров компаний. А еще они лучше запоминаются – их влияние на жизненные цели и решения, на поведение людей намного превосходят некоторые даже очень действенные технические приемы тренингов.
Критические навыки, включая знание предметной области, например, того же менеджмента, передать с помощью сторителлинга довольно трудно. Для усвоения конкретных форм знания в области менеджмента, HR управления или техник самореализации следует полагаться на формальное образование, наставничество. Но неявные знания, сопровождающие любой вид профессиональной деятельности, лучше всего передаются неформальным путём.
Для управления знаниями истории неудач не менее важны, чем истории успеха: история топ-менеджера о первом неудачном опыте продаж понизит уровень стресса новых сотрудников и поднимет командный дух в компании («шеф такой же, как и мы!») Скопированные у западных компаний безликие и не всегда жизненные стандарты едва ли будут приняты сотрудниками с должным уважением, а когда событие запоминается, возникает желание проверить его на практике. И если принципы корпоративной культуры преподнести нестандартно, в виде историй, то сотрудники воспримут их с интересом и уважением.
Мы рассмотрим варианты решения, казалось бы, неразрешимых ситуаций на примере двух легенд итальянской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Грации Деледды
. Одна из них – «Рождение свирели» из сборника «Легенды Сардинии». Вторая – «Падре Мышка». Этот тренинг по сказкотерапии построен на принципе контраста: счастливый и тупиковый финал.
Базовые принципы стратегии целеполагания
Сначала определяем общие принципы стратегии целеполагания
.
Первое. С самого начала четко определяем желания в социальной и личной зонах и записываем их. Очень важно непременно согласовать желания в деловой сфере и личной жизни таким образом, чтобы они оказались оптимально уравновешенными. Это поможет точно поставить важную - острую неотвратимую цель.
Ставя цель, не забываем на каждом этапе уточнять, для чего конкретно нам нужно достигать цели. Цель играет роль жизненного вектора – в соответствии с ним, как с помощью компаса, мы движемся в бурном море наших задач и желаний.
Изменяем или корректируем цель в связи с изменяющимися обстоятельствами на каждом этапе пути ее осуществления.
Второе. Теперь подключаем необходимые ресурсы для достижения цели. Уточним: эти ресурсы – сама острая цель, непреодолимое желание, абсолютная - непоколебимая вера в ее достижение.
Каковы же необходимые инструменты целедостижения? Во-первых, это наше подсознание и, во-вторых, - тоннельное сознание.
Но каким образом возможно понять подсознание, чтобы следовать ему? Ответ проще, чем можно предположить: нужно довериться интуиции – научиться слышать ее! Наша интуиция, наше нутро знает, чего мы хотим. Интуиция - это наша мельница, колесо, которое помогает двигаться к цели - к лучшей жизни, к успеху, гармонии, уверенности, смыслу. В итоге наше подсознание материализует нашу цель.
Третье. Подсознание как инструмент целеполагания создает эффект домино. Эффект домино заключается в том, что одно изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений точно так же, как падают косточки домино, выстроенные в ряд
. Так и в подсознании - преодоление первого препятствия включает цепную реакцию и влечет за собой преодоление остальных.
Четвертое. Именно таким образом возникает поток. Попадая в поток и направленно продвигаясь в нем как в полосе отчуждения, мы неуклонно движемся к цели с помощью тоннельного сознания. На пути к цели тоннельное сознание сужается (как в тоннеле), делает мир черно-белым, даже одномерным и одноцветным и лишает его лишних нюансов – зато цель видна более четко, как в увеличительном стекле. Лишь в конце тоннеля наше сознание визуализирует поставленную нами цель и становится многомерным - так мы неуклонно достигаем цели.
Навык целеполагания, то есть умение осознанно, точно и четко ставить своевременную цель, а также любовь к делу, талант и профессионализм, словно вакцины, способствуют созданию устойчивого иммунитета против трех вредоносных вирусов – страха, сомнения, неуверенности в себе. Этот иммунитет помогает усилить нашу результативность и приблизиться в максимуму возможного, то есть использовать весь наш потенциал.
И, наконец, необходимо помнить: в жизни не бывает такой ситуации, из которой нет приемлемого выхода.
А теперь выверяем эти принципы на примерах.
Легенда 1. РОЖДЕНИЕ СВИРЕЛИ (старинная музыкальная легенда).
Действие легенды разворачивается в стародавние времена, когда мирным пастухам (угадывается тема ветхозаветных праведников потомков Адама) пришлось столкнуться с враждебным миром завоевателей-финикийцев.
Пастух Садур «был стар, силы постепенно оставляли его... Кто будет спасать его женщин? Садур …мечтал, что отдаст дочь Греку в жёны сильному храброму юноше - и будут они с матерью под надёжной защитой».
– Так желание выжить в схватке с грозным врагом, сохранить жизнь и свободу своей семьи, продлить род, сделать жену и дочь счастливыми – все это стало для старого пастуха острой неотвратимой целью. Когда угроза нападения врага стала неизбежной, Садур уточнил свою цель, сознательно сузил ее и сначала поставил ее так: любой ценой спасти семью.
«Со страхом заметил Садур в опасной близости от берега финикийские паруса … и побежал к жене и дочери: "Произошло то, чего я давно боялся…Вы обе бегите в убежище… Я же останусь здесь... Они подумают, что я живу тут один. Вы спасётесь, а я догоню вас, когда они уйдут». Сказано – сделано!
– Для Садура страх за семью преобразовался в дополнительную энергию и стал дополнительным ресурсом для достижения цели.
«Единственным его утешением – и любимым занятием - была Игра на флейте». Игра на флейте была его Даром, его талантом, а значит, его дополнительным ресурсом, дававшим ему необходимую энергию. Занимаясь любимым Делом, Садур достиг в нем подлинного профессионализма.
Все произощло, как боялся старик. Финикийцы сожгли дом Садура, сели пировать и приказали старику развлечь себя – сыграть на всех флейтах сразу!
«Звук его флейт - незатейливых, простых, тростниковых флейт …таял, как тает стон в безмолвии равнины. Стоило пастуху заиграть, как он забывал обо всём на свете: взгляд его теплел, печальные звуки навевали блаженные воспоминания… Флейт было много - тонких, разноголосых, и каждая пела свою неповторимую песню».
– Старик Садур сумел максимально раскрыть свой талант, постоянно с любовью и увлечением занимаясь самым любимым делом своей жизни. Это привело, во-первых, к росту профессионализма и, во-вторых, его профессионализм стал еще одним дополнительным инструментом достижения цели.
«Садур связал все… флейты в стройный ряд. Так родилась первая сардинская свирель "Леонеддас". Старик немало потрудился, прежде чем из неё полилась нежная, жалобная, обволакивающая мелодия. Финикийцы слушали игру пастуха.… Более всего заворожили они молодого вождя. Ему не терпелось ещё раз услышать голос многоствольных флейт. Он уснул... Никогда ещё, казалось, не видел он таких чудесных снов, как в этом удивительном месте! Проснувшись, вождь пообещал старику исполнить любое его желание».
– Так Садур сумел транслировать жгучее непреодолимое желание своему врагу и достичь свой первой цели - спасти своих близких – и все это при помощи любимого дела, в котором он был профессионалом. В этот поворотный момент старый пастух не взял на себя роль жертвы, не стал испытывать судьбу, играя роль преследователя своего врага, понимая, что силы слишком неравны, и не озаботился спасением души своего врага в качестве спасателя души чужеземного вождя. Спасал он лишь близких и себя!
Однако на этом этапе Садур снова уточнил свою цель и осознал, что теперь у него появилась возможность не только спасти семью, но выдать юную невинную дочь замуж, сделать ее счастливой - продлить род!
«Садур…сказал: “У меня есть жена и невинная дочь. Если ты встретишь их, не причиняй им зла”.- “Пускай возвращаются, - ответил вождь, - мы не тронем ни их, ни тебя”.
– Садур уточнил свою цель - и она начала работать на него!
Старик привёл женщин и стада и снова заиграл для вождя, и сон снова овладел им... Когда же, по пробуждении, юноша увидал дочь Садура Греку, край тот показался ему ещё милее, чем прежде.
«Отдашь ли ты за меня свою дочь? - спросил он старика. - Я женюсь на ней и останусь здесь со своими товарищами!»
- Теперь Садур полностью достиг цели: он выжил, спас семью, сделал дочь счастливой, продлил род – и до самой смерти занимался любимым делом. В борьбе за реализацию цели Садур сначала разбил ее на этапы и затем постоянно уточнял ее на каждом этапе.
«Старый же пастух больше не расставался со своей свирелью».
- При этом он сумел извлечь максимум возможного из своего потенциала, продемонстрировал осознанность и ответственность за свою судьбу, сохранил верность своему Дару, своему Таланту.
Легенда 2. ПАДРЕ МЫШКА 
Казалось бы, простая истина: когда человек осознает цель своей жизни или, по крайней мере, важную, значимую цель, он становится свободным в этом мире, который до этого казался ему чужим. Как только человек находит свой путь, он может раскрыть свой потенциал и поймать синюю птицу удачи, поскольку все, что он хочет совершить, приходит к нему без особых усилий, даже, как может показаться - само собой.
Но что делать, если, руководствуясь стереотипами или комплексами, человек проживает чужую жизнь и именно поэтому не может поставить важную цель? Давайте разберем эту ситуацию на примере второй легенды Грации Деледды «Падре Мышка».
Монах Падре Мышка «всё время молчал и молился. Поговаривали, что он святой, … что он чист, как ребёнок. В детстве Мышка пас овец. Был он сыном знаменитого на всю округу разбойника, убитого за много лет до того. Мышкина мать, гордая и очень бедная женщина, была раздосадована… - она бы предпочла, чтоб он пошёл по стопам отца...»
- Похоже, что мать падре Мышки интуитивно поняла, что ее сын проживает чужую жизнь и, соответственно, ставит не ту цель. Какова же эта цель? Как увидим, это искупление грехов отца. Действительно ли он рожден быть монахом-аскетом?
«Падре Мышка молился и работал не покладая рук. По утрам он доил монастырских козочек, копал в огороде, стряпал, мыл глиняные плошки, таскал воду из родников. Перед заходом солнца часами простаивал у окна, бросая хлебные крошки птицам, кружившим над его каменным потрескавшимся подоконником. … Осознавал ли Мышка, что происходило вокруг него? Кто знает... Птицы улетали на ночлег в лес, прятались в гнёздах на уступах скал, а он всё стоял у окна, не сводя восторженных глаз с горизонта».
- Так монах Мышка и жил и грезил во сне, как наяву. Устраивала ли монаха такая жизнь?
«Этот станет святым, - говаривал настоятель Кирку. Сам же фра
Кирку плакал по ночам и бил себя в грудь за то, что днём пил не просыхая. И всё-таки однажды падре Мышка совершил смертный грех…»
- Очевидно, оба монаха избрали для себя жизнь, которая их категорически не устраивала.
«Фра Кирку приказал спуститься в деревню за подаянием - крестьяне Сардинии сами едва сводят концы с концами, но монахов не обижают ….Нежный аромат фиалок и нарциссов незримой пеленой обволакивал монаха … он шёл, блаженно улыбаясь. Он не пропустит ни одной церкви! Он увидит епископа Нуоро - величавого и красивого, как святые апостолы! ... Он спешивался, падал в высокую тёплую траву. В такие минуты он бывал счастлив почти так же, как в монастыре, когда молился о рае.. »
- Земные радости явно привлекали монаха куда больше чем посещение святых обителей или молитвы - но он не пожелал услышать собственную интуицию.
«Как-то ночью приехал Мышка в одну деревню … постучал в первую же дверь - на пороге возникла молодая женщина, высокая, красивая, синеглазая, чёрная от солнца. Было в её лице, в блеске её глаз и дерзкой усмешке что-то настораживающее, пугающее. Женщина … поставила перед гостем сладости, несколько бутылок с вином и домашней наливкой. Он выпил вина, крепкого и пряного, как запах леса…Падре Мышка растворился в блаженстве, какого ему ещё не доводилось испытывать».
- Впервые, пожалуй, в своей жизни Мышка позволил себе не быть святым, забыть о святости, к которой он приговорил себя , что жил до сих пор не своей жизнью.
«Значит, - удивилась начал женщина, - вы сын того самого разбойника? Зачем же вы надели рясу?» «Чтоб искупить грехи отца, - ответил Мышка… и осёкся. Признание пронзило его острой болью. Женщина расхохоталась: «Глупец! У тебя ведь ещё не было женщины?»
- Отказавшись от привычной одежды святого, Мышка стал очень уязвим – ведь проживать обычную человеческую жизнь он не умел – не научился. Представление о том, что как монах он должен следовать по пути святого, недолго удерживало падре Мышку на стезе добродетели.
«Губы обожгли поцелуем его губы. “Поцелуй меня, - шептала она, - не бойся!”… Две ночи провёл он в злополучном доме. Он оставил ей все свои котомки... Мышка вернулся в монастырь к вечеру следующего дня. Фра Кирку перекрестился: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа, …откуда это вы? Не иначе, как из самого ада!” – “Точно так, - глухо отозвался Мышка, - на меня напали... ограбили и избили”.
- Так падре Мышка сдал последнюю цитадель – он солгал. Его вера в искусственно созданные цели - добродетели - и нежизненный каркас собственной жизни, возведенные им самим, как замок на песке, фактически уже рухнули.
Через неделю настоятель снова отправил Мышку в деревню.
К несчастью, «в свежести раннего напоённого росой утра снова зазвучал аромат фиалок и ландышей - так пахла та женщина... Гибкая синеглазая девушка, округлая, с румяными губами, подошла набрать воды из источника. Она, как две капли воды, походила на ту, другую! Мышка еле дышал от нестерпимого желания».
- Ну не рожден он был монахом! Желание в который раз громко заявляло о себе – и снова Мышка испугался, предпочел не услышать его. Он, в который раз, наступил на горло собственной интуиции, заставил замолчать свои желания, запретил себе свободно следовать им и стать, наконец, свободным, он не понял, что снова ставит не свою цель, живет не своей жизнью!
«Погиб! Никогда он так не желал оказаться снова в том доме! Об этом кричало всё его существо, но усилием воли он запретил себе сделать шаг. Огненным взглядом проводил падре удалявшуюся девушку - она шла высокая и красивая…; движения её, ничем не стеснённые, были легки и наивны».
- Какой же выход избрал для себя падре Мышка? Он мог взять на себя ответственность за свою судьбу, мог покинуть монастырь, начать новую жизнь, стать мирным пастухом, как его предки, или разбойником, как его отец, или пойти к той женщине … или найти какой-то другой путь.
Но легче было руководствоваться стереотипами. И как соблазнительно показалось монаху взять на себя роль жертвы – пострадать за собственные грехи и, может быть, за грехи отца-разбойника! Как соблазнительно стать преследователем самого себя! И как соблазнительно и легко покарать свою грешную плоть и одновременно стать спасателем своей души!
И тогда «Мышка развязал верёвку, которой был подпоясан, перебросил конец её через ветку дуба, соорудил петлю… и ринулся в бездну».
В жизни не бывает ситуации, из которой нет приемлемого выхода. Жизнь слишком дорога, чтобы, руководствуясь комплексами или стереотипами, платить за нее такую высокую цену.
Светлана Князева - коуч, лектор, аналитик, бизнес-тренер, кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного Университета (РГГУ), Москва. Автор тренингов по личностному развитию и эффективному лидерству, теоретических и практических курсов, манипулированию и борьбе с ним, а также исторической психологии и конфликтологии, в частности, по теории и практике жестких деспотических моделей власти в сравнительном ключе.
Copyright 2011 © BZZN.ru
Воспроизведение любого фрагмента этого материала возможно только с активной ссылкой на BZZN.ru, как на источник публикации.
782
Светлана Князева
29.09.2011 00:00
Copyright 2011-2012 © BZZN.ru
Воспроизведение любого фрагмента этого материала возможно только с активной ссылкой на BZZN.ru, как на источник публикации.