Мой сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 18 » ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА
    21:31
     

    ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА

    ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА

    Если исходить из того, что средневековое творчество выступает не «типом волеизъявления, но типом познания» , то становится понятным, что для зодчего в традиционном обществе постройки служат средством познания, выражением тех незыблемых истин, посредством которых он приобщается к изначальному творческому акту.

    ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА

    Традиционно созидательная деятельность ремесленника, художника, поэта и музыканта превращалась, таким образом, в некое таинство. Мир символов был посредствующим звеном между создаваемым художниками миром зримых чувственных форм и миром идеальным.

    По мусульманским представлениям, символы – чувственные формы метафизической реальности вещей и существуют вне зависимости от того, осознаются они или нет. Мир символов отражает мир архетипов в чувственном феноменальном мире. Существуют универсальные и частные символы. Универсальные или природные символы рождаются как отражение самых общих природных процессов, они изначальны по отношению к человеку и потому как бы транскультурны. Симметрия и ритм составляют их основу. Познавая и подражая природе, человек создает геометрические формы с акцентированным центром и симметрией членений.

    ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА

    Подобно находящейся в центре мусульманского мира Каабе, центр любой изобразительной композиции одновременно разделяет и интегрирует в себе изображаемый мир. С этой точки зрения показательна смысловая дополнительность элементов симметрии в изобразительных сюжетах, композиция которых строится как модель мира: положительные образы (долины) располагаются справа от оси симметрии, а отрицательные – (горы) -слева. Центр же симметрии изображения отмечается посредством дерева, столба, тронной сцены, стоящего человека, то есть изобразительными вариантами универсальной космической оси. Выявление центра в симметрично развернутых изображениях традиционного искусства ислама воплощает известный принцип «множественности в едином». Разнообразие изобразительных форм находит свой порядок, свое конечное выражение в объединяющей их космической оси, которая соотносит эти формы посредством символов с миром архетипов.

    В истории искусства достаточно хорошо известны примеры использования одинаковых иконографических схем для иллюстрации разных по содержанию смыслов. Специальные исследования показывают, что истоки этих инвариантных схем лежат в общих для многих культур архетипических представлениях, таких, как мировое дерево, солярный символ, годовой цикл и т. д.

    ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА

    Очень часто одни и те же композиционные схемы могут переноситься из одной культурной традиции в другую, каждый раз обретая новое содержание. Так средневековье в Средней Азии наследует и развивает до мусульманские композиционные схемы с их ярко выраженным геометрическим лаконизмом форм. Сами эти схемы в качестве композиционных инвариантов присутствуют во всех типах сооружений. Характерным признаком инвариантных схем композиций выступает центрально-осевая симметрия.

    ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА

    Она составляет геометрическую основу традиционного строительного канона, при том, что в целом канон «определяется весьма многими качественными факторами и в первую очередь мировоззрением данного художника или данной эпохи. Он определяется идеологией и прежде всего социально-исторической идеологией». В средневековом художественном сознании – постоянное сопряжение двух миров: чувственного и духовного. «Интегрирующее воображение» мастера создает, используя искусные геометрические приемы, орнаментальные композиции, в которых комбинаторно-симметричные преобразования -основной метод разработки конкретной задачи в композиции.

    ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА

    Влияние ислама сказалось в появлении и широком распространении новых типов зданий: мечетей, минаретов, медресе, ханака, караван-сараев. Это дает нам основание рассмотреть архитектуру с точки зрения реализации в ней наряду с утилитарными требованиями также задач духовного плана, постараться распознать, как мировоззренческие идеи и образы интерпретируются средствами архитектуры или могут ли они быть воплощены посредством определенных приемов формопостроения. Иными словами, мы хотим показать, что принцип симметрии был обусловлен совокупностью представлений традиционной философии, что в определенном смысле его можно полагать символическим элементом строительного канона.

    Характерен обширный ритуальный комплекс, поддерживающий не только веру во всемогущего бога, но и «мусульманскую солидарность», призванный объединять «правоверных» одной идеей и одним действием.

    Основное содержание Корана – осуждение многобожия, проповедь идеи о едином боге как первопричине жизни и первотворце мироздания.

    Отсюда ясно выраженная тенденция примирить два главных в то время источника основных понятий и представлений – греческую науку и Коран, «истолковать греческие термины в плане коранических символов и добиться «покоя ума». При слабости научной мысли эпохи, неспособной ответить на важнейшие вопросы о загадках мироздания, ведущей оказывается мысль религиозная и научные трактаты приобретают внешнюю форму учения о единобожии, подтверждаемого «научными данными».

    ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА

    Просмотров: 388 | Добавил: wasittle | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0