Влияние использования рабочей тетради с дифференцированными заданиями на развитие самостоятельности учащихся при индивидуализации обучения химии Шиленков Роман Викторович
Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - 6 у.е., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Шиленков Роман Викторович. Влияние использования рабочей тетради с дифференцированными заданиями на развитие самостоятельности учащихся при индивидуализации обучения химии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 258 c. РГБ ОД, 61:05-13/991
Содержание к диссертации
Введение 4
Глава I. Проблема использования тетрадей на печатной основе для раз вития самостоятельности учащихся в психолого-педагогической литературе 9
1.1. Проблема использования рабочих тетрадей на печатной основе 9
1.2. Развитие самостоятельности учащихся как условие успешности обучения 12
1.3. Сущность и методы организации самостоятельной работы учащихся на уроках химии 18
Глава П. Психолого-педагогические основы индивидуализации обуче ния как средства развития самостоятельности учащихся 26
2.1. Понятие «индивидуализация» в современной школе 26
2.2. Цель индивидуализации в обучении 32
2.3. Проблема внутриклассной индивидуализации учебной работы в отечественной и зарубежной педагогике 38
2.4. Формы индивидуализации обучения 47
2.5. Виды и сущность индивидуализированных заданий и их влияние на развитие самостоятельности 53
2.6. Особенности форм работы при внутриклассной индивидуализа ции учебной работы на развитие самостоятельности учащихся 64
Глава III. Методика использования рабочей тетради с дифференцированными заданиями на печатной основе при индивидуализации обучения 69
3.1. Разработка методической системы использования дифференцированной рабочей тетради на печатной основе 69
3.2. Структура рабочей тетради с дифференцированными заданиями 73
3.3. Методика работы учащихся с рабочей тетрадью с дифференцированными заданиями на уроке 83
3.4. Индивидуальные особенности учащихся, влияющие на развитие их самостоятельности 85
Глава IV. Экспериментальная проверка эффективности обучения с по мощью тетради с дифференцированными заданиями 96
4.1. Диагностика подготовленности учащихся с тетрадью на печатной основе (констатирующее исследование) 96
4.2. Анализ работы учителей по использованию индивидуализации в ходе уроков
4.3. Организация, проведение и анализ уроков по теме: «Основные классы неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации» 109
4.4. Анализ и обработка полученных результатов экспериментального исследования 139
Заключение
Литература
Приложения
Введение к работе
В последнее время идет дискуссия о том, каким должен быть современный урок, а также определяются пути его совершенствования. И данная проблема является едва ли не самой важной проблемой учебно-воспитательного процесса в школе. Но, несомненно, деятельность любого педагога должна быть направлена на развитие самостоятельности детей.
Известно, что школьники отличаются друг от друга по физическому, интеллектуальному, эмоциональному развитию, по темпу восприятия учебного материала. Есть дети с нестандартным мышлением, а также и те, чьи способности и задатки еще не проявились. Наконец, есть ученики, способности и интересы которых лежат вне традиционных школьных предметов и программ. Это указывает на необходимость того, чтобы создать условия для индивидуализации обучения - темпы, ритм усвоения с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка - в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер. ™ На уроке учитель работает с целым классом. Усвоение же знаний проис ходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.
Одним из путей разрешения этого противоречия является организация самостоятельной деятельности учащихся. Одним из средств для организации та- Ф кой деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый учитель мог в известной мере учесть индивидуальные особенности своих учеников
Цель исследования - разработать методику использования рабочей тетради по химии с дифференцированными заданиями для развития познаватель- " ной самостоятельности учащихся.
Объект исследования - обучение химии учащихся 8-го и 9-го классов. Предмет исследования - организация самостоятельной деятельности учащихся с рабочими тетрадями на печатной основе с дифференцированными заданиями на уроках химии при индивидуализации обучения.
Цель и предмет исследования позволили определить рабочую гипотезу.
Гипотеза — индивидуализация обучения химии при помощи тетради с дифференцированными заданиями будет способствовать познавательной самостоятельности каждого ученика.
Задачи:
- проанализировать состояние проблемы использования технологий индивидуализированного обучения и разнообразных рабочих тетрадей на печатной основе с разноуровневыми заданиями, в том числе и содержащих задания, дифференцированные по уровню трудности;
- определить конструктивные особенности рабочей тетради с дифференцированными заданиями, сформировать рабочую тетрадь как пособие для учащихся;
- разработать методическую систему использования рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями по теме: "Основные классы неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации";
- экспериментально проверить влияние использования разработанной тетради по химии на развитие самостоятельности обучаемых.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: деятельностныи и системно структурный подходы, изучение и анализ психолого-педагогической, методической, химической литературы и нормативных документов по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта по использованию индивидуализации обучения и дифференцированных рабочих тетрадей на печатной основе на уроках химии некоторыми учителями школ г. Мичуринска; моделирование и проектирование педагогического эксперимента; анализ результатов теоретического и экспериментального исследований; наблюдение; сравнение; обобщение; анкетирование; качественный и количественный анализ ответов учащихся; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1 этап - констатирующее исследование. Определение состояния проблемы использования рабочих тетрадей на печатной основе, а также изучения опыта индивидуализации обучения по химии.
2 этап - теоретический. Разработка концептуальной модели рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями в условиях индивидуализации обучения; разработка методики и технологии педагогического исследования.
3 этап - поисковый эксперимент. Проверка пригодности для обучения рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями и внесение корректив в разработанную нами тетрадь и модель учебного процесса.
4 этап - проведение формирующего педагогического эксперимента в соответствии с разработанной моделью в школах № 1, 2, 4, 18, 21, 23, 24 г. Мичуринска.
5 этап - заключительный. Анализ и интерпретация полученных результатов всего исследования, обобщение результатов, формулирование выводов.
Новизна работы состоит: В разработке особого вида рабочей тетради по химии на основе уровневой дифференциации для индивидуализации обучения, направленной на развитие самостоятельности учащихся. Во-вторых, в научном обосновании влияния использования рабочих тетрадей на печатной основой с дифференцированным подходом на развитие самостоятельности при обучении учащихся 8 или 9 класса.
Теоретическая значимость состоит в разработке концептуальной модели рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями.
Практическая значимость состоит в разработке и предоставлении в распоряжение школ рабочих тетрадей на печатной основе с дифференцированны ми заданиями; в разработке методического пособия для учителей, в котором предложена методика организации учебной работы школьников, система рейтинговой оценки знаний учащихся, соотношение числа рейтинговых баллов с пятибалльной системой оценивания, а также схемы для поэлементного анализа работ учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Рабочая тетрадь по химии как средство индивидуализации обучения может способствовать развитию самостоятельности учащихся, если она содержит дифференцированные задания и обратную связь.
2. Методика работы с тетрадью базируется на постоянном уменьшении помощи учителя и переходе через задания нарастающей степени трудности от репродуктивного к продуктивному типу мышления.
Апробация и внедрение результатов. Результаты работы обсуждались: на научно практической конференции: «Современные системы и технологии обучения», г. Тамбов (2000 год); на I Международной научно-практической конференции: «Проблема реализации творческого потенциала педагога в современной школе и вузе», Мичуринск (26-27 марта 2001 год); на научно - методическом семинаре директоров школ Тамбовской области (2002 год); на II Международной научно-практической конференции: «Проблемы преемственности в системе непрерывного педагогического образования», Мичуринск (28-29 мая 2002 год); на III Международной научно-практической конференции, Мичуринск (2003 год); на Московском педагогическом марафоне школьных предметов, Москва (2004 год); на заседаниях научно-методического семинара МПГУ, Москва (2003, 2004 гг); на заседаниях кафедры неорганической химии и методики преподавания химии химического факультета МПГУ; на заседаниях ГПОУ химии г. Мичуринска, Тамбовской области (2002, 2004 гг.) Проведена серия открытых уроков для учителей Тамбовской области с последующим их обсуждением.
По материалам диссертации опубликовано 9 печатных работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения; иллюстрирована рисунками и таблицами.