Влияние высоты зацепа на тягово-сцепные свойства
Установлено, что при увеличении высоты зацепа тягово-сцепные свойства трактора улучшаются благодаря повышению коэффициента сцепления. Однако влияние высоты зацепа на тягово-сцепные свойства в каждом конкретном случае будет различным.
Например, в работе приведены данные экспериментальных исследований звеньев гусеницы с изменяемой высотой зацепа от 0 до 80 мм. Анализ полученных результатов показывает, что влияние высоты зацепа на различных фонах различно: на слежавшемся песке высота зацепа мало влияет на коэффициент сцепления, а при давлении <7>30 кПа высота зацепа не влияет на коэффициент сцепления. На почве с дерновым покровом увеличение высоты зацепа до 40 мм значительно повышает коэффициент сцепления, особенно при <7<50 кПа, а при /ьц>40 мм это влияние заметно уменьшается. Этот фактор объясняют тем, что при прорезании зацепом слоя дерна сдвиг происходит по менее прочной почве. На талом снегу высота зацепа не оказывает влияния на коэффициент сцепления при давлении более 30 кПа. Результаты аналогичных исследований приведены в работах. По данным В. Н. Тюляева, высота зацепа на поле под посев практически не влияет на тягово-сцепные свойства. П. Е. Харченко по результатам экспериментальных исследований опытного трактора на стерне и поле под посев делает вывод о том, что увеличение высоты зацепов гусениц до определенного значения улучшает сцепные свойства трактора, но при этом возрастают потери на деформацию почвы. Кроме того, высокие зацепы эффективны только при больших давлениях на поле под посев с песчаной и супесчаной почвой.
В работах приведены результаты экспериментальных исследований влияния высоты зацепа на коэффициент сцепления звена гусеницы с почвой при давлении 10—120 кПа на стержне (почва — суглинок) и поле под посев (почва — суглинок, супесь, песок). Опыты показывают, что коэффициент сцепления при увеличении высоты зацепов возрастает. Степень возрастания коэффициента сцепления при увеличении высоты зацепа зависит от свойств почвы и давления: чем больше давление, тем меньше влияние высоты зацепа на коэффициент сцепления. Отмечается, что при давлении 12,5—25 кПа зацепы не заглублялись в грунт полностью, поэтому перед сдвигом звена их заглубляли принудительно.
Результаты экспериментального исследования сцепления звеньев гусеннц пропашных тракторов с почвой показывают, что на твердых почвах эффективнее зацепы с высотой 25 мм, чем с высотой 55 и 65 мм. Так, зацепы звена гусеницы высотой 25 мм не прорезают дернового слоя и обеспечивают повышение коэффициента сцепления на 17,7% по сравнению с зацепами высотой 65 мм. При работе гусениц на стерне и поле под посев коэффициент сцепления увеличивается пропорционально высоте зацепов. В этой работе также отмечается, что увеличение высоты зацепа вызывает повышение сопротивления вдавливанию зацепа, что ухудшает сцепные свойства звеньев с высокими зацепами.
В работе рассмотрены результаты экспериментальных исследований влияния высоты зацепа и влажности почвы на коэффициент сцепления звена. Испытания натурных звеньев проводили на экспериментальной установке на стерне пшеницы влажностью 30 -70%. Результаты показывают, что коэффициент сцепления при любой влажности (в исследуемом диапазоне) повышается при увеличении высоты зацепов от 25 до 75 мм. С увеличением влажности интенсивность возрастания коэффициента сцепления снижается. Эксперименты проводили при давлении на почву 10— 50 кПа.
Таким образом, высота зацепа h оказывает влияние на тягово-сцепные свойства трактора. Благодаря увеличению высоты зацепа на некоторых почвах можно повысить коэффициент сцепления. Однако при увеличении высоты зацепов Иьц значительно возрастает энергоемкость их внедрения в почву.
Связаные статьи: